Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). В начале 80-х годов АВГУСТ одним из первых на отечественной рок-сцене начал исполнять собственного сочинения арт-рок, а в середине десятилетия добился еще более впечатляющего успеха на волне хэви-металлического бума.
Основатель АВГУСТА, клавишник, композитор и аранжировщик Олег Гусев, родился в Омске в семье музыкантов, в детстве получил солидную музыкальную подготовку, а в середине 70-х годов вместе с семьей переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище имени Мусоргского и сразу обратил на себя внимание, выступая с самодеятельными группами ЗЕЛЕНЫЕ МУРАВЬИ, РОССИЯНЕ, СОЛНЦЕ И АПРЕЛЬ, где демонстрировал безупречную технику и несомненный вкус аранжировщика.
После окончания училища Гусев без особых колебаний стал профессионалом, но поначалу оставался на вторых ролях. В этот период он гастролировал с ДРУЖБОЙ, филармоническими ЗЕМЛЯНАМИ и ансамблем В РИТМАХ ВЕКА, но желание реализовать собственный творческий потенциал привело его к мысли организовать собственную группу. Оригинальный состав АВГУСТА, в который вошли Олег Гусев (клавишные), Геннадий Ширшаков (гитара), Александр Титов (бас), Рафик Кашапов (вокал) и Евгений Губерман (барабаны), собрался на первую репетицию в марте 1982, а уже летом начал выступать от Кемеровской филармонии, известной в те годы своим вольномыслием. Осенью 1982 АВГУСТ показал дома свою первую программу, стилистически близкую к позднему арт-року: квази-классические пассажи клавишных, виртуозные инструментальные соло, пышные аранжировки, опиравшиеся на безупречную ритм-секцию (Титов играл в группе Александра Ляпина СТАЯ и позже в ЗЕМЛЯНАХ, а Губерман в СТАЕ, МАНИИ, ЗАРОКЕ, АКВАРИУМЕ и джаз-оркестре Давида Голощекина).
К началу 1983 Кашапова сменил новый вокалист Андрей Степанов (ранее пел в ПОЮЩИХ СЕРДЦАХ и ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ). Группа много выступала, гастролировала по стране, снималась на телевидении.
Вместе с тем к середине 80-х годов негативное отношение к року (зажатому в прокрустово ложе филармонической деятельности) со стороны Министерства культуры и прочих идеологических инстанций привело к тому, что АВГУСТ фактически оказался лишен возможности выступать и записываться. Начался кризис, в результате которого на протяжении 1984 группу один за другим покинули Губерман (позднее в ЗООПАРКЕ и джаз-ансамбле АЛЛЕГРО), Титов (на многие годы ставший участником АКВАРИУМА), а в 1984 Степанов (позднее СВ и ВИЗИТ). В обновленном составе, куда вошли Павел Колесник (вокал), ветеран питерского рока Лев Лемберский (бас) и полный тезка известного певца Юрий Антонов (экс-ИНТЕГРАЛ) (барабаны), АВГУСТ несколько лет колесил по филармониям, а на каком-то этапе даже потерял право на свое название и выступал как Группа Олега Гусева (в то время как в других городах давал концерты фальшивый АВГУСТ!). В 1985 группу покинул Антонов, а ее новыми участниками стали пришедшие из ДИЛИЖАНСА гитарист и скрипач Александр Скрябин и барабанщик Андрей Круглов. В 1986 АВГУСТ, наконец, отвоевал собственное название и перешел на работу в Ленконцерт. К этому времени от морально устаревшего арт-рока группа обратилась к стремительно набиравшему популярность металлу, чем сразу расширила свою аудиторию.
Скрябин ушел в ФОРВАРД; появился и исчез клавишник и гитарист Анатолий Лобачев (экс-ЗЕМЛЯНЕ). В феврале 1988 Юрий Морозов на ленинградской Мелодии спродюсировал альбом АВГУСТА Демон, который в том же году вышел на пластинке. В тот же период группа принимала участие в советско-польском проекте Диалог в тяжелом роке, давала концерты в Швеции, Дании и Финляндии.
В сентябре 1988 Колесника сменил вокалист рок-клубовской металлической группы НОКАУТ Константин Шустарев, группа выпустила вторую пластинку Ответный удар (1989), однако разногласия между Гусевым и остальными музыкантами АВГУСТА вскоре привели к тому, что в октябре 1989 Ширшаков, Лемберский, Круглов и Шустарев отделились и организовали группу МАРШАЛЛ. Позднее она под именем ТОВАРИЩИ работала в Центре Владимира Киселева, но быстро распалась, так и не создав ничего особо ценного. Гусев тут же набрал новый АВГУСТ: Юрий Стиханов (гитара), ранее играл с Гуннаром Грапсом, а Юрий Медведчиков (клавишные, бас) и Аркадий Аладьин, играли в поп-рок-группе МАРАФОН. У микрофона снова появился Колесник, однако весной 1990 он ушел, чтобы реализовать соло-карьеру, и его место занял неизвестный дотоле Александр Потапчук. В последней инкарнации АВГУСТА появился также басист Александр Кривцов (экс-СОЮЗ, ЗЕМЛЯНЕ). К 1992 АВГУСТ незаметно распался, а его участники разошлись в разные стороны.
Гусев, записав близкий к эстетике нью-эйдж соло-альбом Фантазм (1993), покинул музыку и вскоре добился признания как искусный клипмейкер.
Лемберский позднее играл в трио с Александром Ляпиным; Колесник, открыв для себя Бога, записал соло-альбом песен духовного содержания, а позднее стал ведущим на религиозной радиостанции Теос; Шустарев эмигрировал в Германию, откуда в 1995 вернулся с российско-германским проектом Пушкинг (PUSHKING).
Андрей Бурлака
Дискография:
Маятник (1983)
Далекая звезда (1984)
Демон (Мелодия, 1988)
Ответный удар (Мелодия, 1989)
Олег Гусев. Фантазм (1993)